«Мне хочется эту учительницу… А можно я выругаюсь?» – спросил воспитанник. На тренинге можно все. И он сказал: «Мне хотелось «вмазать» ей за то, что она устроила буллинг на меня тогда в школе». Воспоминания. Поиск выхода из той детской травмы, когда ребенок в силу своего возраста не может ответить на агрессию своего родителя или учителя. Какое отношение это имеет к лечению проблем зависимости?
Лекция нашего психолога Милены Шишкиной-Лаврушиной «Треугольнике Карпмана» была посвящена теории этого понятия, после чего состоялся тренинг. 3 роли: жертва, преследователь и спасатель. И каждый воспитанник был в каждой из трех ролей. Психика через воспоминания выдала истории из жизни. Есть прекрасная схема отработки таких ситуаций: что я чувствовал, что я боялся, что я делал или не делал в этой ситуации. И задача была — определить свой страх и найти то действие или бездействие, которое было совершено тогда.
Воспитанники проживали эти ситуации, когда проговаривали. А затем была задача — найти выход из той ситуации, из того возраста, куда они погрузились. У кого-то этот выход был деструктивный, как в первом примере с учительницей. Поднялись и послания родителей: «уйди, не мешайся, не лезь, не будь как бабушка, что ты здесь как мать ведешь себя, нечего здесь мать копировать». Вот такие послания вспоминались. Для кого-то это было открытие, что есть точка, где родилась подстройка, зависимое поведение. И когда воспитанник говорит: «Я понял, именно тогда, именно в том возрасте я не мог быть собой» и «Я не могла найти себя, потому что бабушке казалось, что я как мама, а маме – что я как бабушка. И я не знала, что делать и как быть собой».
Но вот вторая задача была — не просто отреагировать из того состояния, но еще найти выход конструктивный с учетом знаний и опыта сегодняшнего. Как можно было бы защитить вот того ребенка, который в то время был беззащитным? Как защитить своего внутреннего мальчика, девочку, свою детскую часть личности, которая бессознательно до сих переживает и продолжает вести себя также? Очень важно было найти конструктивный выход. Проговорить его, проиграть и прожить.
Тренинг шел оживленно. Много было воодушевлений. Воспитанники запросились на консультацию, проговорили, получили дополнительное задание прописать ситуации конкретно по схеме и далее работать с этим. Меняться к своему здоровому «Я».
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.